Каким быть современному электронному учебнику по химии?
Александр Константинович Ахлебинин, к.х.н., профессор Калужского ГПУ им. К.Э. Циолковского
По результатам проведенных нами исследований, число учителей химии, использующих электронные издания учебного назначения в своей практике, возросло за период с 2000 по 2006 год в 23 раза, однако до сих пор только каждый пятый учитель применяет их в своей работе. В то же время, в 2000 году практически 100% анкетируемых учителей химии хотели бы использовать электронные издания в обучении школьников, а в 2006 году — всего 79%, что свидетельствует о появлении, по крайней мере, у части учителей скептического отношения к их использованию в обучении. Этот скепсис может быть объяснен переходным периодом между романтическим этапом и созданием эффективной системы оценки качества в использовании ИКТ в школе. Но основная причина такому положению дел, на наш взгляд, — низкая дидактическая эффективность большинства существующих электронных изданий по химии.
Среди электронных изданий наиболее полезными в школе по ряду причин мы выделяем электронный учебник — универсальную мультимедийную систему интерактивных средств обучения, основанную на микропроцессорной технике, включающую программное обеспечение, внешние специализированные устройства и позволяющую учащемуся самостоятельно или под руководством преподавателя осваивать целостный предметный курс.
На примере образовательного комплекса «1С:Школа. Химия, 8 кл.» было показано, что использование такого рода электронных учебников в школе позволяет осуществить деятельностный подход к обучению. Как показывает опыт ряда учителей г. Калуги (Синицына Е.А. — школа №22, Сидоркина Т.И. — лицей №36 и др.), при самостоятельной работе учащихся с разделами «Тренажер» или «Практикум по решению задач» интенсивность их работы существенно увеличивается. Число и объем выполненных заданий возрастает в два-три раза по сравнению с традиционным уроком. При этом особенно возрастает эффективность работы у слабых и средних учащихся, то есть тех, до которых у учителей на обычных уроках не доходят руки. Немаловажно и то, что использование электронного учебника способствует устранению конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса, являясь средством объективного мониторинга успеваемости учащихся.
Химия — наука экспериментальная, поэтому в состав электронного учебника в качестве неотъемлемой части должна входить компьютеризированная лаборатория. Использование видеозаписей химических опытов и интерактивных моделей позволяет сделать трудный для восприятия учащимися теоретический материал наглядным и понятным. Не случайно, что по результатам опросов учителя хотели бы в первую очередь иметь электронные издания для демонстрации химических опытов (73%) и моделирования химических явлений и объектов (71%). К сожалению, большинство учителей используют компьютерные лаборатории только при объяснении учебного материала, в то время как более интересно и перспективно их использование для создания проблемных ситуаций, решения различных задач и упражнений на основе видеофрагментов и интерактивных моделей.
Итак, как бы парадоксально это не звучало, электронный учебник способен заменить учителя в некоторых видах учебной деятельности, став его верным помощником и ассистентом, средством формирования учебных умений и навыков, которые проблематично отработать с помощью других средств обучения.
Учительская газета, №51 от 18.12.2007, стр. 22.