Отзывы

Автор: Учительская газета: Электронный помощник


Каким быть современному электронному учебнику по химии? 
Александр Константинович Ахлебинин, к.х.н., профессор Калужского ГПУ им. К.Э. Циолковского 
По результатам проведенных нами исследований, число учителей химии, использующих электронные издания учебного назначения в своей практике, возросло за период с 2000 по 2006 год в 23 раза, однако до сих пор только каждый пятый учитель применяет их в своей работе. В то же время, в 2000 году практически 100% анкетируемых учителей химии хотели бы использовать электронные издания в обучении школьников, а в 2006 году — всего 79%, что свидетельствует о появлении, по крайней мере, у части учителей скептического отношения к их использованию в обучении. Этот скепсис может быть объяснен переходным периодом между романтическим этапом и созданием эффективной системы оценки качества в использовании ИКТ в школе. Но основная причина такому положению дел, на наш взгляд, — низкая дидактическая эффективность большинства существующих электронных изданий по химии.

Среди электронных изданий наиболее полезными в школе по ряду причин мы выделяем электронный учебник — универсальную мультимедийную систему интерактивных средств обучения, основанную на микропроцессорной технике, включающую программное обеспечение, внешние специализированные устройства и позволяющую учащемуся самостоятельно или под руководством преподавателя осваивать целостный предметный курс.

На примере образовательного комплекса «1С:Школа. Химия, 8 кл.» было показано, что использование такого рода электронных учебников в школе позволяет осуществить деятельностный подход к обучению. Как показывает опыт ряда учителей г. Калуги (Синицына Е.А. — школа №22, Сидоркина Т.И. — лицей №36 и др.), при самостоятельной работе учащихся с разделами «Тренажер» или «Практикум по решению задач» интенсивность их работы существенно увеличивается. Число и объем выполненных заданий возрастает в два-три раза по сравнению с традиционным уроком. При этом особенно возрастает эффективность работы у слабых и средних учащихся, то есть тех, до которых у учителей на обычных уроках не доходят руки. Немаловажно и то, что использование электронного учебника способствует устранению конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса, являясь средством объективного мониторинга успеваемости учащихся.

Химия — наука экспериментальная, поэтому в состав электронного учебника в качестве неотъемлемой части должна входить компьютеризированная лаборатория. Использование видеозаписей химических опытов и интерактивных моделей позволяет сделать трудный для восприятия учащимися теоретический материал наглядным и понятным. Не случайно, что по результатам опросов учителя хотели бы в первую очередь иметь электронные издания для демонстрации химических опытов (73%) и моделирования химических явлений и объектов (71%). К сожалению, большинство учителей используют компьютерные лаборатории только при объяснении учебного материала, в то время как более интересно и перспективно их использование для создания проблемных ситуаций, решения различных задач и упражнений на основе видеофрагментов и интерактивных моделей.

Итак, как бы парадоксально это не звучало, электронный учебник способен заменить учителя в некоторых видах учебной деятельности, став его верным помощником и ассистентом, средством формирования учебных умений и навыков, которые проблематично отработать с помощью других средств обучения.

Учительская газета, №51 от 18.12.2007, стр. 22.